NAZ-VOSROHDENIE
Национальное
возрождение. |
|||||||
ЗА РЕАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА Независимый проект,
«Россия». mailto:CossackCentreRUSSIA@yandex.ru mailto:CossackCentreRUSSIA@narod.ru |
Наш взгляд на возрождение казаков. На сегодня совершенно очевидно, что
без национального возрождения казачества, будущее казаков (не ясно и не
предсказуемо) не возможно. Исходя (на наш взгляд) из данной
аксиомы мы безоговорочно согласны с мнением Бориса Владимировича Мелехина. См. ниже. |
||||||
Национальное самоопределение казачьего
народа. I.
Понятие, субъекты и формы национального
самоопределения. Право на национальное
самоопределение – один из общепризнанных принципов международного права. Субъектами
права на национальное самоопределение являются как отдельные граждане
(персональное, индивидуальное право), так и этнические общности, составляющие
население того или иного государства (коллективное право). Коллективное
право этнической общности, возникает только из совокупности персонального
(индивидуального) добровольного волеизъявления отдельных граждан, осознавших
свою принадлежность к данной этнической общности и необходимость объединения
с другими ее представителями. При этом и Конституция Российской Федерации
и международное законодательство о праве каждого на национальное
самоопределение и объединение с себе подобными недвумысленно определяют, что
основанием для этого служит только факт волеизъявления самого субъекта
национального самоопределения без всяких ограничений по времени наступления
события волеизъявления, т.е. правом на национальное самоопределение в равной
степени наделены как уже имеющие свои национальные образования народы, так и
вновь формирующиеся этнические общности. Право
этнических общностей, формирующих многонациональные государства, на свое
национальное самоопределение – в конституционном и международном праве – это
их право определять форму своего государственного существования в составе
другого государства или в виде отдельного государства. В
соответствии с Конституцией Российской Федерации реализация права на
национальное самоопределение отдельных этнических общностей, составляющих ее
многонациональное население, осуществляется: - предоставлением права создания национально-территориальных
образований (республик, автономных областей и округов) этническим общностям в
местах их традиционного и компактного проживания (территориальная система); - предоставлением права на создание
национально-культурных автономий представителям этнических общностей,
проживающим разрозненно и находящимся в ситуации национального меньшинства на
соответствующих административных территориях (экстерриториальная система). II.
Понятие правосубъектности этнической
(национальной) общности. В
соответствии с теорией государства и права для участия в правовых отношениях
этническая (национальная) общность должна выступать как общественное
образование, иметь единые цели, координировать деятельность членов общности
для достижения этих целей, иметь способность выражать единую волю, принимая
решения и действуя как единое целое. Кроме того, для участия в
правоотношениях этнической (национальной ) общности необходимо опираться на
определенную территорию. Другими словами: необходимо иметь легитимный, постоянно
действующий представительный орган, имеющий полномочия на соответствующей
территории проживания данной этнической общности. III. «Казаки» и «казачество»: определяющие характеристики и
принципиальные различия понятий. Важное
обстоятельство, создающее существенные проблемы для реализации права
казачьего этноса на свое национальное самоопределение в рамках Российской
Федерации – это сознательная подмена на уровне государственной национальной
политики понятия «казаки» совершенно
не идентичным ему понятием «казачество», никакого отношения не имеющего к
статусу национальной (этнической) общности. Судите
сами: Если
«казаки» - это подвергнутая геноциду в ходе политических репрессий этническая
общность в составе многонационального населения Российской Федерации,
органичная часть ее гражданского общества, одна из ветвей исповедующего
Православие славянского этноса, то «казачество» - это сословная структура,
существование и деятельность которой связаны лишь с несением государственной
военной (раньше – пограничной) и полицейской службы и не зависят от
этнической принадлежности ее членов. Понятие «казачество» является
нарицательным и производным от этнонима казачьего этноса в связи с тем, что
первыми эти функции выполняли преимущественно этнические казаки. Несмотря
на полное отсутствие логики и противоречие своих действий Конституции
Российской Федерации и международному праву, государственные чиновники
настойчиво продолжают политику дискриминации казачьего этноса. Причина
заключается в том, что: - официальное подтверждение статуса
репрессированного народа (этнической общности) дает казакам право на
предусмотренные Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»
политическую, территориальную, социальную и культурную реабилитацию, в том
числе – восстановление незаконно уничтоженных казачьих
национально-территориальных образований в местах их (казаков) традиционного
проживания; - традиционное казачье самоуправление (самая
эффективная форма демократического общественного устройства) с ее выборностью
представительных и исполнительных органов власти и общественным контролем за
ними не вписывается в сегодняшнюю структуру государственной «вертикали
власти». Но,
главное – в том, что подмена понятия «казаки – народ» на «казачество», статус которого аналогичен
службе МЧС, милиции и т.п., позволяет исключить казачий этнос из системы
правоотношений в сфере национального самоопределения под предлогом отсутствия
его правосубъектности. То есть, казакам
отказывают в праве на национальное самоопределение, поскольку
«казачество», под статус которого их загоняют, не является этнической
(национальной) общностью и в принципе не может быть субъектом права на
национальное самоопределение. IV.
Правовые основы конституционного права
казачьего народа на национальное
самоопределение. В
международных пактах о правах человека под понятиями «народ» и «нация» в
процессах, связанных с реализацией права на национальное самоопределение,
подразумеваются этнические общности в составе суверенных государств, обладающие
общим языком и культурой, территорией и хозяйственными ресурсами, а также
стремлением к образованию своих национально-культурных,
национально-территориальных образований в составе единого государства, либо
своего отдельного государства. Исходя
из Конституции, специфики государственного устройства и законодательства
Российской Федерации, субъектами права на национальное самоопределение в
рамках федеративного государства (кроме коренных малочисленных народов и
национальных меньшинств) являются составляющие многонациональное население
Российской Федерации этнические общности – исторически сложившиеся устойчивые
группы людей, постоянно расселенные в местах своего традиционного проживания,
обладающие сознанием общего происхождения и отличности от других этнических
групп, этническим самоназванием (этнонимом), наличием родного языка, религии
и культуры, традиций и самобытного уклада жизни, а также стремлением к
созданию национально-территориальных образований для обеспечения своего
существования. Казаки,
несомненно, обладают всеми необходимыми для статуса этнической общности
признаками, что дает им право на создание в установленном российским
законодательством порядке национально-территориальных образований (органов
местного территориального самоуправления, автономных областей и округов,
республик) в местах их традиционного проживания и на создание
национально-культурных автономий в регионах, где казаки проживают разрозненно
в ситуации национального меньшинства. Фактом
индивидуального (персонального) волеизъявления в части добровольного и
самостоятельного отнесения себя к этнической общности казаков (часть 1 Статьи
26 Конституции Российской Федерации), явились официальные результаты
Всероссийской переписи населения 2002 года. Фактом
коллективного волеизъявления в части добровольного объединения определивших
свою национальную принадлежность казаков (часть 1 Статьи 30 Конституции
Российской Федерации) являются их многочисленные попытки создания и
государственной регистрации общественных национальных объединений –
различного уровня казачьих национально-культурных автономий, руководящие
органы которых сегодня, в соответствии с законодательством, являются
легитимными представительными органами этнической общности казаков на
соответствующих территориях, а также стремление к возрождению незаконно
уничтоженных в результате политических репрессий национально-территориальных
образований казаков в местах их традиционного проживания. Всероссийская
перепись населения официально установила еще один факт – «состояние национального
меньшинства», в котором находится этническая общность казаков как на всей
территории Российской Федерации, так и на территории любого из ее регионов. Кроме
того, статус этнической общности казаков закреплен статьей 2 Закона РСФСР № 1107-1
от 26.04.1991 года «О реабилитации репрессированных народов» и никто: ни суд,
ни, тем более, Федеральная регистрационная служба не могут принудить
представителей казачьего этноса называться иначе, чем определили они сами –
т.е. «казаками». Однако,
всего этого для реализации казаками своих законных прав и интересов
недостаточно, поскольку существует объективная проблема подтверждения
правосубъектности казачьего этноса в сфере национального самоопределения,
решение которой, кстати, зависит только от самих казаков. V.
Проблема правосубъектности казачьего этноса. Она заключается в том,
что при наличии бесчисленного количества различных по организационно-правовой
форме и уровню и прошедших государственную регистрацию казачьих формирований ни одно из них не
может быть субъектом права в сфере национального самоопределения казачьего
этноса, поскольку в соответствии с Уставом не является этническим
(национальным) объединением. Единственная форма общественного объединения, отвечающая
этим требованиям – это форма национально-культурной автономии. Но, именно
поэтому с ноября 2003 года государственная регистрация казачьих
национально-культурных автономий в Российской Федерации официально запрещена
под беспрецедентным предлогом того, что (по заключению Минюста и Федеральной
регистрационной службы Российской Федерации) «казаки не являются этнической
общностью, так как не имеют своего языка, образования и культуры». Один из таких отказов в государственной
регистрации казачьей национально-культурной автономии (Челябинская область)
обжалуется в Европейском Суде по правам человека. VI.
От национального самосознания – к национальному
самоопределению.
Международная практика
реализации права народов на их национальное самоопределение выявляет наличие
ряда общих для различных регионов мира объективных и субъективных факторов и
проблем, в той или иной степени влияющих на этот процесс. В любом случае главным
и необходимым условием (наряду с наличием правовых основ) даже только для
постановки вопроса о национальном самоопределении этноса является уровень его
национального самосознания. Национальное самосознание – это одно из свойств
этноса, зачастую имеющее определяющее значение для выделения его из числа
прочих. Формирование
национального самосознания позволяет такому этносу не остановиться в своем
развитии, а, избежав ассимиляции более сильными и удачливыми соседями,
сохранить самобытную культуру, обычаи. родной язык, ибо языковая ассимиляция
ведет к ассимиляции этнической. Именно национальное
самосознание помогает этносам возродиться после исторических катаклизмов,
возникающих в процессе этногенеза, не исчезнуть, не остаться в памяти
красивой легендой, а вновь возродить свою культуру и национальные традиции,
занять достойное место среди сильных и успешных народов. Именно уровень
национального самосознания этноса определяет выбор формы его государственного
существования: в составе другого государства, либо в виде отдельного
государства. Уровень национального
самосознания является первым камнем в фундаменте национального
самоопределения любого этноса. VII.
Формирование федеральной системы казачьих
национально-культурных автономий – первый шаг на пути к национальному
самоопределению казачьего этноса. Совершенно ясно, что
проблема национального самоопределения казачьего этноса никого, кроме него
самого, не интересует и ее решение зависит только от воли и инициативы самих
казаков. Сложившаяся ситуация
характеризуется тем, что: Во-первых, активное проявление национального
самосознания - «казаки – народ» присуще только части этнических донских
казаков, что выражается в создании ими общественных этнических казачьих
объединений и выдвижении идеи казачьей республики, а также отдельным
представителям казачьего этноса, проживающим в разрозненном состоянии на
территориях других регионов Российской Федерации. Это
объясняется как грубым извращением национальной идеи возрождения казачьего
народа, ловко подмененной мифом о многонациональности и особом предназначении
«служилого сословия», так и фактическим
отсутствием казачьей национальной элиты, формирование которой в
условиях откровенной дискриминации казачьего этноса невозможно. В
связи с этим преждевременным представляется даже намерение создания или
возрождения казачьих национально-территориальных образований, поскольку в
случае принципиального положительного решения к руководству ими, скорее
всего, тотчас придет руководящая «государственным реестром» продажная
«казачья старшина», которая сегодня шарахается от национальной идеи как черт
от ладана. Во-вторых, даже среди национально
ориентированных представителей казачьего этноса нет должного (единого)
понимания того, что проблему возрождения (национального самоопределения)
казаков невозможно решить только в рамках какой-то одной территории (скажем,
Донской республики) без объединения в единую структуру всех потомков древнего
казачьего рода, проживающих на территории Российской Федерации компактно,
либо в разрозненном состоянии. В-третьих, далеко не все понимают, что
существует реальная опасность полной ассимиляции казаков в связи с официально
принятой на государственном уровне теории их, якобы, бегло-холопского
происхождения и версией об их статусе – как субэтноса русского народа, а не
одной из ветвей древней славянской цивилизации, история которой гораздо
древнее истории Киевской Руси. И, в-четвертых, реалии проводимой в Российской
Федерации национальной политики убеждают: выжить в рамках такой системы могут
только этнические общности, имеющие финансовую и материальную поддержку своих
национальных субъектов Российской Федерации, либо своих
национально-территориальных или национально-государственных образований вне
Российской Федерации. Удел остальных – влачить убогое существование на уровне
фольклорных ансамблей до неизбежной полной ассимиляции. Изменить
ситуацию может только формирование национального самосознания и консолидация
представителей казачьего этноса в рамках
единого казачьего национального объединения. Сегодня таким
объединением может стать только Общероссийская (федеральная) система
национально-культурных автономий. VIII.
Задачи Общероссийской (федеральной) системы казачьих
национально-культурных автономий. Кроме генеральной
задачи формирования национального самосознания казачьего населения
посредством организации глубокого изучения его подлинной истории, возрождения
традиций, обычаев и культуры, представителям казачьего этноса в рамках
Общероссийской (федеральной) системы казачьих национально-культурных
автономий необходимо: - определить реальную численность казачьего
этнического населения на территории Российской Федерации; - сформулировать национальную казачью идею,
суть которой заключается в том, что казаки – это часть гражданского общества,
народ, который должен готовить не «наемников-мамлюков» и не помнящих родства
«манкуртов», а свою национальную казачью элиту, хранить и умножать свой
национальный казачий генофонд; - сформировать легитимную национальную базу для
подготовки и проведения Всероссийского Круга (Съезда) казачьего населения и
создания представительного национального органа казачьего этноса, решив,
таким образом, проблему своей правосубъектности в решении вопроса о своем
национальном самоопределении. IX.
Первоочередные задачи Национального Совета
казаков России и Организационного
комитета по созданию и государственной регистрации Федеральной
казачьей национально-культурной автономии. 1. Организовать
создание и государственную регистрацию местных и региональных казачьих
национально-культурных автономий (т.е. - базу для государственной регистрации Федеральной
казачьей национально-культурной автономии Российской Федерации) как в местах
традиционного проживания казачьего народа, так и в регионах, где казаки живут
разрозненно в ситуации национального меньшинства. 2. Оказывать
представителям казачьего населения методическую помощь как при
государственной регистрации казачьих национально-культурных автономий
(типовой пакет учредительных документов), так и в случае незаконного отказа
(судебная практика). Во всех случаях незаконных судебных решений в части
государственной регистрации казачьих национально-культурных автономий
организовывать их обжалование в Европейском Суде по правам человека. 3. Добиться
рассмотрения вопроса о конституционном праве казаков на их национальное самоопределение
(в том числе – и проекта Федерального закона «О реабилитации казаков России»)
Общественной палатой Российской Федерации с обязательным участием
Национального Совета казаков России, так как Комиссию Общественной палаты
Российской Федерации по вопросам толерантности и свободы совести, на
заседании которой планируется обсуждение вопроса о положении казаков,
возглавляет известный «казаковед» - директор института этнологии и
антропологии РАН имени этнического казака Н.Н. Миклухо-Маклая профессор В.А. Тишков,
а в состав Комиссии входят: Машбаш Исхак Шумафович, Аюшев Дамба Бадмаевич,
Бажаев Мавлит Юсупович, Гайнутдин Равиль Исмагилович, Каландаров Камилжан
Хамутович, Лазар Берл (Лазар Пинхос Берел), Феофан (Ашурков Иван Андреевич). 4. Подготовить
и провести Всероссийский Круг (Съезд) казачьего народа, создать легитимный
постоянно действующий представительный орган, представляющий интересы
казачьего населения, последовательно и планомерно решающий проблему
реализации законного права казаков на их национальное самоопределение, полную
реабилитацию как репрессированного народа и финансовую поддержку возрождения
казачьего этноса государством. X. Залог успеха – объективная оценка ситуации, здоровый
прагматизм и последовательность. Итак, для того, чтобы реализовать
конституционное право казачьего народа на национальное самоопределение,
необходимо: 1. Понимать,
что существование любого народа (в том числе – казачьего) возможно только при создании им своего
национально-территориального образования (автономного–в составе другого
государства, либо отдельного), так как только это условие обеспечивает
реальную защиту от неизбежной ассимиляции. 2. Объективно
оценивать ситуацию, которая заключается в том, что несмотря на декларации о
равноправии всех народов, составляющих многонациональное население Российской
Федерации, казаки продолжают оставаться подвергнутым жесточайшему геноциду
бесправным репрессированным народом, у которого отняли прошлое, отнимают
настоящее и лишают надежды на будущее. 3. Осознавать,
что государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в рамки
которого загоняют сегодня казаков – всего лишь красивый ошейник для
«сторожевых псов», основное предназначение которых – защита собственности
российских олигархов и не имеет ничего общего с процессом национального
возрождения казачьего народа. 4. Отдавать
себе отчет в том, что официальная позиция государственной власти в лице ее
чиновников, определившая статус казаков как субэтнос русского народа (не
обладающего государственностью и не стремящегося к своему национальному
самоопределению, не имеющего определенной территорией проживания и
представительного органа, защищающего интересы русских в законодательной и
исполнительной власти Российской Федерации, лишенного права даже на создание
русских национально-культурных автономий с целью сохранения русской
культуры), обрекает казаков на ассимиляцию и уничтожение, как этнической
общности. 5. Оставить
все иллюзии, что государство и Церковь заинтересованы в возрождении казачьего
народа и будут предпринимать для этого конкретные усилия. Необходимо
рассчитывать только на свои силы. 6. Прагматично
относиться к пламенным призывам о патриотизме, необъятной любви к «Матушке –
России», единству и братству всех народов, составляющих многонациональное
население Российской Федерации, ибо все они (эти народы) всегда рассматривают
любые «национальные программы» государства только с точки зрения их пользы
для себя. И
это нормально! Так как является естественным проявлением инстинкта
национального самосохранения. Их вполне устраивает роль казаков, как резерва
для обеспечения военного призыва и комплектования поредевших (после отмены
отсрочки призыва на военную службу) милицейских рядов. Мнение казачьего
народа никого не интересует. И,
наконец, однажды назвавшись народом, следует об этом помнить и
последовательно двигаться по пути от возрождения казачьей культуры и
целенаправленного формирования национального самосознания казачьего населения
в рамках системы казачьих национально-культурных автономий к созданию
гарантирующих реализацию казачьего национального самоопределения казачьих
национально-территориальных образований в рамках Российской Федерации. Дорогу
осилит идущий! Борис Владимирович Мелехин, Член Национального Совета казаков России
|
|||||||
|